ТАХОМЕТРЫ
Существует несколько типов тахометров (приборов, показывающих число оборотов вала мотора в минуту); одни из них используют центробежную силу, другие—магнитную или электрическую силу. Чрезвычайно важно, чтобы тахометр давал правильные показания, особенно если на самолете установлено несколько моторов и необходимо добиться полной синхронизации их.
Рис. 136. Центробежный тахометр действует следующим образом. Конец вала тахометра, выступающий из корпуса прибора, соединен гибким валом с мотором. Вал тахометра вращается мотором в направлении,
указанном стрелкой. При быстром вращении вала в двух грузах, шарнирно укрепленных на этом валу, развивается центробежная сила; эти грузы стремятся разойтись в стороны, двигаясь в направлениях, указанных стрелками-
Подробно объяснять действие этого прибора нет нужды, так как из рисунка вы сами легко поймете, как различные части его реагируют на движущую (центробежную) силу. Чем больше скорость вращения вала, тем больше центробежная сила и тем больше показание стрелки на шкале тахометра.
Рис. 137. Это схематическое изображение магнитного тахометра не нуждается в особых объяснениях. Заметьте, что и здесь выступающий из корпуса прибора конец вала соединен гибким валом с мотором. При вращении вала тахометра вращается кольцеобразный магнит; при этом в барабане, расположенном на самом деле (не так, как это изображено на рисунке) между магнитом и экраном, возникают магнитные токи. Чем больше скорость вращения магнита, тем сильнее магнитные токи и тем больше они увлекают за собой барабан, а вместе с ним и стрелку прибора.
Электрический тахометр (не показанный здесь) действует приблизительно так же, как магнитный тахометр. Генератор тока (динамо), присоединенный к мотору, передает ток на синхронный мотор, который в свою очередь вращает механизм магнитного тахометра.